До рокового дня 1943 года это была обычная мирная белорусская деревня, насчитывающая 26 дворов. Утром 22 марта в 6 километрах от нее партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В перестрелке погиб немецкий офицер. Вскоре после этого Хатынь окружили каратели. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей.
Во время трагедии выжили только шесть человек. Троим детям – Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56‑летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания скульптуры «Непокоренный человек».
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных в годы Великой Отечественной войны, и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя Победы, в 1969 году на месте сожженной деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь». На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень». Мемориал за все годы посетили более 40 млн человек из 100 стран мира.
Трагедия Хатыни – не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси. В нашей стране в годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты уничтожили 2,5 млн человек. Было разрушено 209 городов и районных центров, 9 200 деревень, из них 628 сожжены вместе с жителями. Нацисты провели свыше 140 карательных операций против местного населения.